+375 29 142 27 19

Регистрация ЧУП   

Регистрация частного унитарного предприятия (ЧУП) является важным шагом для тех, кто хочет реализовать свой бизнес-потенциал в условиях рыночной экономики. Частные унитарные предприятия позволяют предпринимателям организовать свою деятельность с минимальными затратами и максимальной гибкостью, что делает их привлекательным выбором для малого и среднего бизнеса.

Как же происходит процесс регистрации ЧУП? Это многоступенчатая процедура, которая включает в себя сбор необходимых документов, взаимодействие с государственными органами и соблюдение ряда юридических требований. В данной статье мы подробно рассмотрим ключевые этапы регистрации частного унитарного предприятия, а также основные нюансы, которые необходимо учитывать, чтобы обеспечить успешный старт вашего бизнеса.

Что такое частное унитарное предприятие

Особенность унитарных предприятий, которые относятся к частным — это отсутствие собственности на имущество, которое собственник закрепил за такой компанией. Для частных унитарных предприятий обязателен уставный фонд, который не делится на доли, вклады. 

Учредители ЧУП

Учредителем частного унитарного предприятия может быть  только одно лицо: бизнес-субъект или физическое лицо. Лицо может быть резидентом Беларуси или нерезидентом. Физическое лицо должно быть совершеннолетним (достигшим 18 лет) и дееспособным (не признанным судом недееспособным).

К учредителям ЧУП государство предъявляет определенные требования. 

Так, учредитель:

  • Не должен иметь непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и экономические преступления.
  • В отношении учредителя не должно быть неисполненных судебных постановлений об имущественных взысканиях.
  • Учредитель не должен быть собственником, руководителем компании, которая находится в ликвидации или в банкротстве.
  • На дату государственной регистрации ЧУП должно пройти более трех лет с даты исключения из ЕГР компании или индивидуального предпринимателя, задолженность которого признана безнадежным долгом, если собственником такой компании был учредитель ЧУП (или он был таким индивидуальным предпринимателем). 
  • На дату государственной регистрации ЧУП должно пройти более года с момента исключения из ЕГР компании-банкрота, собственником или руководителем которой был учредитель ЧУП.
  • Учредитель не должен иметь других ограничений на обращение за государственной регистрацией компании. Например, учредитель не может быть государственным служащим, военнослужащим.

Получить консультацию по вопросам ограничений на учреждение компаний можно у нашего опытного юриста по государственной регистрации.

Имущество ЧУП

Все имущество частного унитарного предприятия относится к собственности учредителя (или к совместной собственности супругов) и принадлежит ЧУП на праве хозяйственного ведения. Это значит, что собственник имущества имеет право получать часть прибыли от использования этого имущества, может его изъять, а компания должна получать согласие собственника недвижимости, которая находится в ее хозяйственном ведении, на распоряжение этим имуществом. 

Кто руководит ЧУП

В частном унитарном предприятии должен быть орган управления. Управляет частным унитарным предприятием руководитель (обычно директор). Директора назначает собственник имущества ЧУП.

Когда собственник имущества ЧУП — физическое лицо, учредитель сам может выполнять функции руководителя. 

Собственник имущества может принять решение о передаче управления ЧУП управляющей компании или управляющему — индивидуальному предпринимателю.

Чтобы решить вопрос верного оформления документов, которые касаются органа управления ЧУП, в том числе заключения договора с управляющей компанией или управляющим, рекомендуем обратиться к нашему опытному юристу.

Чем может заниматься ЧУП

ЧУП может вести любые виды деятельности, которые содержатся в Общегосударственном классификаторе видов деятельности. Некоторые виды деятельности требуют, чтобы соблюдались определенные условия ведения деятельности, а также лицензирования, соответствия определенным стандартам. Об условиях ведения выбранных видов деятельности рекомендуем проконсультироваться у нашего опытного бизнес-юриста.

Подготовка к созданию частного унитарного предприятия

Создание частного унитарного предприятия — это его государственная регистрация. Факт государственной регистрации компании подтверждает Свидетельство о государственной регистрации, которое выдает компании регистрирующий орган, а также запись о государственной регистрации в ЕГР — Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 

До того, как подать в регистрирующий орган документы для государственной регистрации, нужно провести необходимую подготовку. Предлагаем пошаговый алгоритм подготовки к созданию ЧУП. Если у вас возникнут вопросы или затруднения при подготовке с созданию ЧУП, рекомендуем обратиться к нашему опытному юристу по государственной регистрации компаний.

Шаг 1. Определение названия ЧУП

Название ЧУП (как и названия других видов компаний) нужно согласовывать с регистрирующим органом. Согласование нужно, чтобы не было компаний с одинаковыми названиями. Поэтому рекомендуем придумать несколько вариантов названия. 

Согласовать название можно по почте, лично обратиться в регистрирующий орган или согласовать онлайн через веб-портал ЕГР. Регистрирующий орган согласовывает название в течение рабочего дня (если заявление о согласовании вы направили по почте — то 2 рабочих дня). Регистрирующий орган выдает Справку о согласовании названия, которая действует один месяц.

Согласованное название указывают в уставе ЧУП. Так как согласование действует в течение месяца, нужно рассчитать сроки для подготовки документов и обращения в регистрирующий орган.

Шаг 2. Определение места нахождения ЧУП

Место нахождения ЧУП — это адрес, по которому находится его постоянно действующий орган управления. В ЧУП это руководитель. От адреса места нахождения ЧУП зависит, в какой территориальный регистрирующий орган подавать документы для государственной регистрации. 

ЧУП может находиться в арендованном помещении или в помещении, которое принадлежит учредителю на праве собственности. Учредитель — физическое лицо должен получить письменное согласие от других лиц, которые проживают в этом помещении и от других собственников на размещение в нем ЧУП. Но это не значит, что в жилом помещении, которое определено местом нахождения ЧУП, можно выполнять работы и оказывать услуги. Для ведения такой деятельности помещение потребуется перевести в нежилое или арендовать место для оказания услуг (ведения работ). По вопросам, связанным с определением места нахождения ЧУП по месту жительства учредителя рекомендуем обращаться к нашему опытному юристу.

Если принято решение о том, что ЧУП будет арендовать помещение, у собственника такого помещения берут гарантийное письмо о заключении договора аренды после государственной регистрации ЧУП.

Шаг 3. Решение о создании ЧУП

Решение о создании ЧУП принимает собственник. Такое решение оформляют письменно. В решении обычно прописывают название ЧУП, его место нахождения, размер и состав уставного фонда, порядок его формирования, информацию о том, кто будет выполнять функции руководителя, представлять интересы учредителя при государственной регистрации ЧУП и другую информацию.

Шаг 4. Определение уставного фонда и порядка его формирования

Для ЧУП обязательно нужно определить размер уставного фонда. Минимальный и максимальный размеры уставного фонда ЧУП государство не определило. Уставный фонд можно внести деньгами, имуществом или тем и другим одновременно. 

Нет необходимости формировать уставный фонд полностью на момент государственной регистрации ЧУП, это можно сделать в течение года с момента государственной регистрации компании.

Шаг 5. Разработка и утверждение устава ЧУП

ЧУП действует на основании устава, который должен содержать необходимую информацию: 

  • Название и место нахождения ЧУП.
  • Цель деятельности компании (это получение прибыли).
  • Порядок управления компанией.
  • Размер уставного фонда, порядок и источники его формирования.

Обычно в устав включают и другую информацию. Например, в устав могут включать порядок распределения прибыли, порядок ликвидации компании, порядок принятия решения о заключении сделок. Наши юристы могут разработать для вас устав, который соответствует требованиям регистрирующего органа, с учетом ваших задач и пожеланий.

Устав ЧУП утверждает его собственник.

Шаг 6. Заполнение заявления о государственной регистрации ЧУП

Заявление о государственной регистрации компании имеет определенную форму и содержит обязательную информацию. В частности, потребуется указать в заявлении данные справки о согласовании названия, адрес места нахождения, размер уставного фонда, персональные данные учредителя — физического лица или сведения об учредителе ЧУП — организации.

В заявлении о государственной регистрации можно указать банк, в котором вы желаете открыть банковский счет ЧУП. В этом случае потребуется указать сведения о руководителе ЧУП и данные документа, который подтверждает полномочия руководителя.

Заявление подписывает собственник имущества ЧУП.

Шаг 7. Подача документов в регистрирующий орган или нотариусу

Документы для государственной регистрации ЧУП можно подать тремя способами:

1. В регистрирующий орган лично.

2. В регистрирующий орган через веб-портал ЕГР.

3. Через нотариуса, который сам направит документы для государственной регистрации в электронном виде. 

Если учредитель сам направляет документы для государственной регистрации в электроном виде, то он освобождается от государственной пошлины за государственную регистрацию ЧУП. Для подачи документов в электронном виде потребуется электронная цифровая подпись, которая подтверждает целостность и подлинность документов.

Вот какие документы нужно предоставить в регистрирующий орган:

1. Заявление о государственной регистрации ЧУП.

2. Два экземпляра устава и его электронную копию в формате .doc или .rtf.

3. Иностранный учредитель ЧУП должен представить документы, которые подтверждают его правоспособность (дееспособность). Например, для иностранной компании это может быть легализованная выписка из торгового реестра страны, в которой создана компания или другой эквивалентный документ. Это может быть нотариальная копия таких документов с переводом на русский или белорусский язык, заверенная нотариальной подписью переводчика. 

Иностранное физическое лицо предоставляет копию документа, удостоверяющего личность с переводом на русский или белорусский язык с нотариально заверенной подписью переводчика.

4. Документ, который подтверждает оплату государственной пошлины. В 2024 году размер государственной пошлины за государственную регистрацию ЧУП — 40 белорусских рублей (1 базовая величина). Это примерно 12 евро.

Если собственник лично подает документы в регистрирующий орган или нотариусу, то ему потребуется документ, удостоверяющий личность и решение о создании ЧУП.

Если у вас нет полной уверенности в том, что вы самостоятельно подготовитесь к государственной регистрации ЧУП, вы можете обратиться за консультацией к нашим опытным юристам и бухгалтерам. Также наш юрист может оформить все документы для государственной регистрации ЧУП.

Как происходит государственная регистрация ЧУП

Сотрудник регистрирующего органа проверяет документы, которые представлены для государственной регистрации ЧУП сразу в день подачи документов. Когда документы соответствуют требованиям государства, происходит следующее:

1. На одном экземпляре устава ЧУП ставят штамп о государственной регистрации ЧУП и выдают этот экземпляр представителю ЧУП.

2. В ЕГР вносят запись о государственной регистрации ЧУП.

3. Выдают свидетельство о государственной регистрации ЧУП не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации.

4. В течение пяти рабочих дней с даты государственной регистрации ЧУП выдают документ о постановке на налоговый учет по месту нахождения ЧУП (извещение о присвоении УНП — учетного номера плательщика), о постановке на учет в органах статистики, Фонде социальной защиты населения и Белгосстрахе.

Заключение

Государственная регистрация частного унитарного предприятия — это важный этап организации предпринимательской деятельности, который открывает двери для ведения легального бизнеса. Правильное оформление документов, соблюдение всех законодательных норм и своевременное представление интересов в государственных органах и банках – это ключевые факторы успешного старта и функционирования предприятия. 

Важно отметить, что наши юристы готовы предоставить вам квалифицированную консультацию по всем вопросам, связанным с государственной регистрацией ЧУП. Мы поможем оформить необходимые документы и представим ваши интересы в государственных органах и банках, обеспечивая вам спокойствие и уверенность на каждом шаге. Обратитесь к нам, и мы сделаем этот процесс максимально простым и удобным для вас!

Свяжитесь с нами 

Если у Вас возникли вопросы, связанные с регистрацией частного унитарного предприятия в Беларуси — мы будем рады Вам помочь! Наш многолетний опыт в сфере корпоративного права поможет Вам в разрешении и урегулировании любых спорных ситуаций.

  • +37529142-27-19 (WhatsApp, Viber, Telegram);
  • info@ambylegal.by.)

Связаться с нами

    Ваше сообщение

    Captcha captcha