+375 29 142 27 19

Регистрация ОАО в Беларуси 

Регистрация открытого акционерного общества (ОАО) в Беларуси представляет собой важный этап для предпринимателей, стремящихся развивать свой бизнес и привлекать инвестиции. Этот процесс требует внимательного подхода к законодательным требованиям и процедурам, поскольку правильно проведенная государственная регистрация способствует не только легитимности бизнеса, но и созданию доверия со стороны партнеров и клиентов. Для регистрации ОАО часто нужны консультации юристов, связанные с соблюдением формальностей и сбором нужных документов. В данной статье мы рассмотрим основные моменты, на которые нужно обратить внимание для успешной регистрации ОАО в Беларуси, а также ключевые моменты, которые нужно знать.

Что такое открытое акционерное общество

К акционерным обществам относятся компании, уставный фонд которых состоит из определенного количества акций одинаковой номинальной стоимости. Учредители акционерного общества — это акционеры, которые отвечают по обязательствам акционерного общества в пределах стоимости своих акций.

Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми. Открытое акционерное общество — это компания, которая может продавать свои акции неограниченному кругу лиц. В отличие от него, акционерами закрытого акционерного общества могут быть только учредители (участники) компании.

Название компании, которая создана в форме ОАО, должно содержать словосочетание: открытое акционерное общество, а сокращенном виде — ОАО.

Минимальный размер уставного фонда ОАО установлен требованиями государства. В пересчете на белорусские рубли на день государственной регистрации компании уставный фонд должен составлять минимум 400 базовых величин. На октябрь 2024 года базовая величина в Беларуси — 40 рублей. Соответственно в уставном фонде ОАО должны быть зарегистрированы акции общим номиналом не менее 16 000 рублей (это примерно 4 490 евро).

Кто может быть акционером ОАО

Акционерами ОАО могут быть физические лица и компании. Число акционеров не ограничивается требованиями государства, но может быть ограничено уставом компании.

Акционерами ОАО могут быть резиденты и нерезиденты Беларуси.

Требования к акционерам ОАО

Государственные требования не устанавливают ограничения по числу акционеров для регистрации открытого акционерного общества (ОАО), допустимо наличие даже одного акционера.

К акционерам-компаниям предъявляются определенные требования: они должны быть свободны от долгов перед государственными органами и бизнес-партнерами, а также не находиться в процессе банкротства или ликвидации.

Что касается акционеров-физических лиц, то к ним предъявляются следующие требования: отсутствие судимости по ряду преступлений (в основном, политического и экономического характера), отсутствие обязательств, которые они принудительно исполняют, а также отсутствие долей в компаниях, проходящих процедуру банкротства.

Как определить название ОАО

До государственной регистрации ОАО нужно определить его название. Название недостаточно придумать, его нужно согласовать с государственным органом или другой организацией. Цель согласования — отсутствие дублей названий действующих компаний.

Согласование название ОАО бесплатное, это можно сделать онлайн или офлайн. В Беларуси согласование названий проводится различными государственными органами в зависимости от расположения ОАО.

Для компаний, находящихся в Минске, названия согласовывают Главные управления юстиции Минского горисполкома, а также облисполкомы Брестского, Витебского, Гомельского, Гродненского, Минского и Могилевского регионов. В случае, если ОАО зарегистрировано в Гомельской или Витебской областях, названия согласовывают районные или городские исполнительные комитеты, в том числе Гомельский городской исполком и администрации районов Витебска.

Также согласование названий проводят администрации свободных экономических зон и администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень». Для страховых компаний, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций данную процедуру проводят Министерство финансов и Национальный банк Беларуси.

Для успешного согласования названия необходимо подготовить несколько вариантов и проверить их на дублирование в онлайн базе. После этого выбранное название следует согласовать с соответствующим государственным органом (организацией). Рекомендуется обратиться к опытному юристу по корпоративным вопросам для оформления необходимых документов. Согласование названия занимает до 2 рабочих дней или может быть выполнено в день обращения, если документы подаются лично.

Как определить место нахождения ОАО

До государственной регистрации ОАО нужно определить место нахождения компании, так как адрес этого места нужно прописать в уставе компании. 

По месту нахождения компании, которое иначе называют «юридический адрес», должен располагаться орган управления данной компанией. Жилое помещение не может выступать в качестве места нахождения ОАО.

Для получения юридического адреса компания, еще не созданная, должна заключить предварительный договор или получить гарантийное письмо от собственника помещения, которое в будущем будет арендовано ОАО.

Для получения помощи в согласовании названия, определении места нахождения ОАО и оформлении необходимых документов, рекомендуется обратиться к юристам.

Какие государственные органы регистрируют ОАО

Для регистрации ОАО заявление о государственной регистрации компании вместе с комплектом документов подают в регистрирующий орган по месту нахождения компании. Регистрирующий орган — это отдел или управление государственной регистрации при местной администрации и другие организации и государственные органы, которые согласовывают названия ОАО.

При государственной регистрации ОАО, которые относятся к страховым компаниям, страховым брокерам их регистрирует Министерство финансов Беларуси. Банки и небанковские финансово-кредитные компании регистрирует Национальный банк.

Компании, которые находятся в свободных экономических зонах, регистрируют администрации свободных экономических зон.

Заявление о государственной регистрации и документы можно подать как онлайн, так и лично. Кроме того, можно воспользоваться услугами нотариуса, который также поможет с подачей документов на государственную регистрацию в онлайн-режиме.

Для определения регистрирующего органа рекомендуем получить консультацию юриста по государственной регистрации.

Собираем документы для государственной регистрации ОАО

Перечень документов для государственной регистрации ОАО определен требованиями государства.

1. Заявление о государственной регистрации

Заявление о государственной регистрации представляет собой документ установленного формата. Его можно скачать с сайта регистрирующего органа и заполнить как в самом органе, так и заранее. 

В этом заявлении есть возможность запросить, чтобы регистрирующий орган отправил документы в выбранный банк для открытия расчетного счета ОАО. В ином случае после получения государственной регистрации будет необходимо самостоятельно выбрать банк и пройти процедуру открытия счета. Для помощи в выборе банка мы предложим опытного специалиста, который предоставит консультации по выбору и оформит необходимые документы.

2. Договор о создании ОАО

Договор о создании ОАО оформляют на бумаге. Договор должен содержать ряд обязательных положений, в частности:

  • Информацию об учредителях.
  • Информацию об акциях, которые распределяют между учредителями и об их номинальной стоимости.
  • Количество акций в уставном фонде, которые принадлежат каждому из учредителей.
  • Информацию о распределении учредителями обязанностей по подготовке к государственной регистрации ОАО.

Имеет смысл уполномочить договором одного из учредителей на подписание заявления о государственной регистрации ОАО.

3. Справка о согласовании названия ОАО

Эта справка регистрирующего органа имеет срок действия — один месяц. Если с момента согласования названия прошел месяц, то потребуется повторно обратиться за согласованием названия для государственной регистрации компании.

4. Устав ОАО

Устав ОАО — это учредительный документ ОАО. Устав утверждают учредители. В уставе фиксируют стандартные положения, касающиеся создаваемой компании, такие как название, месторасположение, размер уставного капитала, а также следующая информация:  

  • Об акциях, входящих в уставный фонд.
  • О размере дивидендов и порядке их выплаты. 
  • О распределении имущества и дивидендов между акционерами в случае ликвидации компании.  И другая обязательная информация, которая должна быть в уставе.

Для составления устава ОАО рекомендуется обратиться к квалифицированному юристу, так как некоторые аспекты должны учитываться с учетом особенностей конкретного ОАО и отношений между акционерами.  

Нотариальное заверение устава не требуется.

5. Документ об уплате государственной пошлины, если документы подают офлайн

До того, как обратиться за государственной регистрацией ОАО, нужно уплатить государственную пошлину — 1 базовую величину (это 40 белорусских рублей или примерно 12 евро). В случае, когда пакет документов направляют на государственную регистрацию онлайн, государственную пошлину платить не надо.

6. Документы от иностранных учредителей ОАО

Иностранные компании — учредители ОАО должны представить документ, который подтверждает существование компании. Например, это может быть выписка из торгового реестра страны резидентства компании или легализованная копия документа. Такой документ должен быть не старше одного года.

Иностранное физическое лицо — учредитель должен представить нотариальную копию перевода документа, удостоверяющего личность.

7. Документ о личности и полномочиях лица, которое представило документы для государственной регистрации

Уполномоченное лицо предъявляет регистрирующему органу документы, удостоверяющие его личность и подтверждающие полномочия подавать документы для государственной регистрации ОАО.

Собрать нужные документы можно после консультации с опытным юристом. Можно также доверить сбор и оформление нужных документов нашим юристам и специалистам по государственной регистрации компаний.

Порядок государственной регистрации ОАО

Регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации ОАО в течение одного дня с момента подачи документов. Одновременно с регистрацией регистрирующий орган направляет сведения о создании компании для учета в следующие государственные инстанции:

  • Налоговую инспекцию по месту нахождения ОАО.
  • Территориальное отделение Фонда социальной защиты.
  • Белгосстрах.
  • Органы статистики.

В подтверждение государственной регистрации представитель компании получает Свидетельство о государственной регистрации ОАО и экземпляр устава с отметкой о регистрации.

В течение 10 дней после регистрации ОАО необходимо сообщить в регистрирующий орган о назначении руководителя ОАО.

Свяжитесь с нами 

Если у Вас возникли вопросы, связанные с регистрацией ОАО в Беларуси — мы будем рады Вам помочь! Наш многолетний опыт в сфере корпоративного права поможет Вам в разрешении и урегулировании любых спорных ситуаций.

  •  +37529142-27-19 (WhatsApp, Viber, Telegram)
  • info@ambylegal.by
Связаться с нами

    Ваше сообщение

    Captcha captcha