+375 29 142 27 19

Окончание года — время для инвентаризации

Окончание года — время для инвентаризации

Годовая инвентаризация активов и обязательств — ежегодное обязательное мероприятие в каждой компании. При инвентаризации бухгалтер компании, в том числе той, которая применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), сверяет суммы дебиторской и кредиторской задолженности перед составлением годовой отчетности. Также при инвентаризации можно выявить недостачу имущества, задолженность перед собственниками и др. Расскажем об особенностях ежегодной инвентаризации.

Что такое активы и обязательства

К активам относятся в частности:

  • Имущество и инвестиции, которые сделала компания в календарном году.
  • Дебиторская задолженность.
  • Расчеты с собственниками.
  • Финансы компании.

К обязательствам компании относятся в частности:

  • Кредиты и займы.
  • Кредиторская задолженность.
  • Задолженность перед собственниками компании.

Когда нужно провести ежегодную инвентаризацию

Инвентаризацию активов и обязательств проводят перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Не раньше, чем 1 ноября, проводят инвентаризацию имущества, нематериальных активов, товаров, в том числе переданных в продажу, незавершенного производства.

Не раньше, чем 1 декабря, проводят инвентаризацию денежных средств, обязательств и других активов.

Когда еще нужно проводить инвентаризацию

Есть случаи, в которых инвентаризацию проводят независимо от приближения срока составления годовой бухгалтерской отчетности. К таким случаям относятся:

  • Покупка или продажа имущественных комплексов.
  • Передача имущества компании в лизинг, аренду, безвозмездное пользование.
  • Передача имущества компанией по решению органа управления.

В этих случаях дату, на которую проводят инвентаризация, определяют в договоре на совершение сделки или в решении органа управления компанией.

Смена руководителя компании, материально ответственных лиц. В этом случае и инвентаризацию проводят на день приема — передачи дел.

При реорганизации или ликвидации компании. В таких случаях инвентаризацию проводят перед составлением разделительного или ликвидационного баланса.

Как оформляют начало годовой инвентаризации

Руководитель компании издает соответствующий приказ или распоряжение. В этом документе определяют:

  • Состав инвентаризационной комиссии. В крупной компании создают обычно несколько инвентаризационных комиссий: центральная инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии.
  • Перечень активов и обязательств, которые нужно инвентаризировать. При ежегодной инвентаризации указывают дебиторскую и кредиторскую задолженность.
  • Дату начала и дату окончания инвентаризации. Дата начала — не ранее 1 декабря.
  • Причину инвентаризации.
  • Дату сдачи в бухгалтерию материалов по инвентаризации.

Кого включают в состав инвентаризационной комиссии

В каждой комиссии должен быть председатель. Это руководитель компании или его заместитель или начальник структурного подразделения компании.

В крупных компаниях члены постоянной центральной инвентаризационной комиссии:

  • Главный бухгалтер или его заместитель. Когда бухгалтерский учет передан на аутсорсинг, то в комиссию включают руководителя компании, которая ведет бухгалтерский учет.
  • Руководители структурных подразделений компании.
  • Сотрудники компании.
  • В число членов рабочей инвентаризационной комиссии включают сотрудников, у которых есть знания в отношении активов и обязательств компании.
  • В число членов комиссии по проведению годовой инвентаризации рекомендуем включить сотрудников, у которых есть знания по вопросам учета и сверки задолженности, предъявлению претензий, расчета сроков исковой давности. Это могут быть бухгалтер, юрисконсульт, специалист по работе с бизнес-партнерами.

Что делает инвентаризационная комиссия

Инвентаризационная комиссия сверяет документы бухгалтерского учета по наличию, состоянию и оценке активов и обязательств и документально подтверждает суммы дебиторской и кредиторской задолженности. Дебиторская задолженность — это задолженность компании третьим лицам, кредиторская — суммы, которые третьи лица должны компании.

В частности, проверяют:

  • Правильность расчетов и основания для начисления и списания сумм, которые значатся по данным бухгалтерского учета.
  • Обоснованность и выверенность сумм дебиторской и кредиторской задолженности.

Юридические лица
Получите корпоративную юридическую поддержку в Беларуси для компаний и юридических лиц для защиты и развития бизнеса!

Что такое акты сверки задолженности

Для сверки расчетов с должниками составляют акты сверки задолженности. Это делать обязательно. Можно составлять акты сверки и с кредиторами, это не запрещено. Такой акт подписывают представители обеих сторон: должника и кредитора.

С сотрудниками компании, бюджетом и внебюджетными фондами акты сверки обычно не оформляют.

Акт сверки позволяет сверить задолженность, которая числится по бухучету компании, с суммой, которая числится по бухучету у бизнес-партнера. Непогашенную задолженность сверяют на 1 ноября.

Что можно выявить при годовой инвентаризации

При проведении годовой инвентаризации можно установить в частности:

  1. Задолженность по расчетам с разными дебиторами и кредиторами, в том числе с сотрудниками компании, по которой истекли сроки исковой давности. Такую задолженность описывают отдельной строкой в документах для бухгалтерии, так как ее придется списать с учета.
  2. Расхождение в суммах дебиторской, кредиторской задолженностей, которые подтвердили актами сверки, с суммами, которые отразили в бухгалтерском учете компании на 1 ноября. В этом случае бухгалтерский учет приводят в соответствие с актами сверки расчетов: доначисляют или уменьшают задолженность.
  3. Дебиторскую задолженность, по которой истек срок для предъявления исполнительных документов к исполнению.
  4. Кредиторская задолженность перед ликвидированными компаниями, умершими физическими лицами.

Какие документы оформляют по итогам инвентаризации

После инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности оформляют:

  • Акт инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, дебиторами и кредиторами.
  • Справку к этому акту.
  • Результаты годовой инвентаризации отражают в годовой бухгалтерской отчетности.

Особенности налогового учета задолженностей после инвентаризации

Когда при годовой инвентаризации обнаружены задолженности с истекшим сроком исковой давности, их включают соответственно, в состав внереализационных доходов и внереализационных расходов на дату, следующую за датой истечения сроков исковой давности. Внереализационные расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Убытки от дебиторской задолженности, которую нельзя взыскать (нереальной ко взысканию) включают в внереализационные расходы на дату исключения дебитора из ЕГР или торгового регистра другого государства.

Убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности для предъявления исполнительных документов к исполнению включают во внереализационные расходы, когда взыскателю возвратили исполнительный документ без взыскания или с частичным взысканием.

Кредиторскую задолженность перед ликвидированными компаниями, умершими физическими лицами включают во внереализационные доходы на дату исключения из ЕГР, торгового реестра другого государства.

Из всех этих правил есть исключения, с которыми разберутся наши опытные специалисты.

Чем мы можем быть полезны при проведении годовой инвентаризации

Наши адвокаты и юристы — опытные специалисты в сфере сроков исковой давности, активов и обязательств, налогового учета. Мы можем:

  • Проконсультировать вас по вопросам оформления проведения инвентаризации и составить пакет документов для проведения инвентаризации.
  • Разобраться в ваших документах, актах сверки и оформить результаты проведения инвентаризации.
  • Проконсультировать вас пор вопросам отражения в бухгалтерском и налоговом учете результатов инвентаризации.
  • Разобраться в спорных вопросах исковой давности при проведении инвентаризации.

Свяжитесь с нами

Если у Вас возникли вопросы о проведении годовой инвентаризации — мы будем рады Вам помочь! Наш многолетний опыт в сфере управленческого учета поможет Вам в разрешении и урегулировании любых ситуаций и споров.
Для вашего удобства доступны варианты связи по телефону и электронной почте:

  • +37529142-27-19 (WhatsApp/Telegram/Viber);
  • info@ambylegal.by.
Об авторе
Alexey Morozov
Alexey Morozov
Ceo and Cofounder
Алексей Морозов — маркетолог, специализирующийся на юридических услугах. В своей работе он делает акцент на ключевых ценностях компании — профессионализме, прозрачности и ответственности при решении правовых вопросов клиентов как в Беларуси, так и за её пределами.
Юридическая поддержка в Беларуси
Развивайте свой бизнес уверенно — юридические вопросы мы возьмём на себя.

Похожие записи

Застройка и недвижимость

Our lawyers have more than 10 (ten) years experience in the field of construction and development legal support. With our help our Clients implemented more than 25 (twenty five) development project within last 2 (two) years. Legal services in the field of development and construction include legal support for construction activity on all the stages, […]

Alexey Morozov
Автор: Alexey Morozov
23.04.2023
Покупка дома иностранным гражданином в Республике Беларусь

С 1 января 2023 года вступила в силу новая редакция Кодекса о земле, которая расширила права иностранных граждан и лиц без гражданства в отношениях, связанных с приобретением земельных участков. Если ранее иностранные граждане и лица без гражданства могли приобретать недвижимость, но не могли иметь в собственности землю (только на праве аренды, либо при получении земельного […]

Alexey Morozov
Автор: Alexey Morozov
13.11.2023