+375 29 366 44 77

Особенности ликвидации компаний в Беларуси

Ликвидация компании – важный этап в жизненном цикле организации. После того, как собственники компании принимают решение о ликвидации, процесс контролируется государством и регулируется соответствующим законодательством. Процедура ликвидации для каждой компании индивидуальна. В нашей статье мы рассмотрим основные особенности ликвидации компаний в Беларуси, а также правила и требования, которые необходимо соблюдать при проведении данной процедуры. Если вы хотите ликвидировать компанию в Беларуси, рекомендуем обратиться к опытному адвокату, так как есть ряд особенностей ликвидации, которые нужно учитывать в каждом определенном случае для конкретной компании.

Когда можно ликвидировать компанию

Собственники компании в любое время могут принять решение о ее ликвидации. Это называется «самоликвидация». Причины самоликвидации в решении о ликвидации указывать не требуется.

Что нужно оценить до ликвидации компании

До того, как принять такое решение, нужно обратить внимание на несколько моментов:

  1. Включена ли компания в план проверок контролирующими органами. Если включена, то до окончания проверки компанию не получится ликвидировать.
  2. Как долго компания не ведет деятельность. Если деятельности нет 24 месяца подряд, компанию нужно ликвидировать добровольно. Хотя в этом случае ее может ликвидировать регистрирующий орган.
  3. Компания должна пойти в самоликвидацию, когда ликвидируется юрлицо- единственный участник (собственник имущества) этой компании.
  4. Нужно проверить: есть ли основания для банкротства по инициативе самой компании. В частности, проверить, есть ли у компании проблемные долги, которые сложно погасить. Если есть основания для банкротства, то ликвидировать компанию не получится без процедуры банкротства.
  5. Определить имущество, которое можно продать, распределить между собственниками.
  6. Решить, как поступить с наемными сотрудниками.
  7. Провести инвентаризацию дебиторской задолженности.

Особенности принятия решения о ликвидации компании

Решение о ликвидации компании принимает участник — собственник компании, когда он является единственным участником или общее собрание участников компании. Решение фиксируют на бумаге.

В решении прописывают:

Кто является ликвидатором компании. Это обычно руководитель. В ином случае потребуется переоформлять в банке карточку с образцами подписей на лицо, назначенное ликвидатором и заключать с ним договор, проводить инвентаризацию имущества компании.

Иногда назначают ликвидационную комиссию. В подборе состава комиссии есть свои особенности, которые связаны с кредиторской задолженностью компании. В частности, когда у компании есть долги, нельзя назначать руководителя компании председателем ликвидационной комиссии.

Когда решено создавать ликвидационную комиссию, в решении распределяют обязанности между ее членами.

Порядок ликвидации, а также срок ликвидации. По законодательству срок добровольной ликвидации компании не может быть больше 9 месяцев. До 12 месяцев срок ликвидации можно продлить по решению общего собрания участников компании.

В решении можно указать о необходимости аудиторской проверки, но это не является обязательным условием ликвидации компании.

Особенность решения об аудиторской проверке

Обычно добровольная аудиторская проверка ликвидируемой компании заменяет обязательные проверки при ликвидации компании со стороны налоговых органов, таможни и Белгосстраха. Это государственные органы в случае аудиторской проверки проводят только анализ деятельности компании на основании аудиторского заключения. Однако это не является правилом. Иногда проверки со стороны государственных органов возможны и после аудиторской проверки компании. Разобраться в особенностях можно после консультации адвоката.

Публикация сведений о ликвидации 

В Беларуси принято публиковать сведения о том, что компания приняла решение о ликвидации, на сайте журнала «Юстиция Беларуси». В информации о ликвидации указывают порядок и срок заявления требований кредиторов к ликвидируемой компании.

Такая публикация платная. Сначала делают оплату, а затем на сайте публикуют сведения о ликвидации. Бумажная публикация о ликвидации выходит после публикации на сайте журнала в физическом приложении к журналу.

Взаимодействие с регистрирующим органом

Регистрирующий орган — это тот государственный орган, который зарегистрировал компанию. Название этого госорган прописано в Свидетельстве о государственной регистрации, выданном компании. После того, как принято решение о ликвидации, в регистрирующий орган направляют заявление о ликвидации и пакет документов. Эти документы можно принести лично в регистрирующий орган или направить в электронном виде через сайт Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР). В этом случае потребуется подписать документы электронной цифровой подписью.

Регистрирующий орган сам уведомляет налоговую, таможню и Белгосстрах о ликвидации компании.

Какие документы подают в регистрирующий орган при добровольной ликвидации компании:

  1. Заявление о ликвидации. Форма этого заявления есть в бумажном виде в регистрирующем органе и в электронном виде — на сайте ЕГР.
  2. Решение о ликвидации, принятое собственниками компании.
  3. Когда среди собственников компании есть иностранная компания, нужно подготовить заранее и легализовать выписку из торгового реестра той страны, где зарегистрирована компания.
  4. Документ об оплате публикации о ликвидации в журнале «Юстиция Беларуси».
  5. Документ, который подтверждает полномочия лица, которое подает документы о ликвидации.

Кого нужно уведомить о ликвидации

Уведомление работников

О ликвидации компании нужно уведомить работников. Это делают письменно, не позднее, чем за 2 месяца до ликвидации. Есть вариант заменить предупреждение денежной выплатой работникам с их согласия. В этом случае компенсация должна быть не менее двухмесячного среднего заработка.

Уведомление Фонда социальной защиты

Когда ликвидируемая компания увольняет работников в связи с ликвидацией, нужно уведомить орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения компании.

Отчет в Белгосстрах

В Белгосстрах подают отчет о ликвидации в течение 15 рабочих дней после того, как подали заявление о ликвидации в регистрирующий орган. Отчет подают на бумаге или в электронном виде за период с начала календарного года.

Уведомление должников и кредиторов

Ликвидатор должен письменно уведомить кредиторов компании о ликвидации. В уведомлениях прописывают срок для предъявления требований кредиторов, который должен соответствовать сроку, прописанному в публикации о ликвидации на сайте журнала «Юстиция Беларуси». Для учета требований кредиторов ликвидатор ведет реестр требований.

Дебиторам обычно направляют просьбы о досрочном исполнении обязательств в связи с ликвидацией компании.

Подготовка к налоговой проверке

У ликвидируемой компании есть обязанность: подать в налоговую инспекцию декларацию в течение 5 рабочих дней после того, как в регистрирующий орган направлен пакет документов о ликвидации компании. Когда есть необходимость уплатить налоги, нужно рассчитаться с бюджетом  в течение 5 дней после подачи налоговой декларации.

Обычно налоговая инспекция проводит налоговую проверку компании в течение 30 дней после того, как получила из регистрирующего органа сообщение о ликвидации компании, если не было добровольной аудиторской проверки.

Для подготовки к налоговой проверке нужно:

  • Проанализировать наличие документов бухгалтерского учета и правильность их заполнения.
  • Собрать за весь налоговый период документы, которые проверяет налоговая.
  • При необходимости по возможности восстановить утраченные нужные документы.

Промежуточный ликвидационный баланс 

Промежуточный ликвидационный баланс составляют в течение срока ликвидации для подачи в налоговую инспекцию по месту учета компании. Этот документ составляют после окончания срока для предъявления требований кредиторов, который указали в публикации о ликвидации на сайте журнала «Юстиция Беларуси». В промежуточном ликвидационном балансе указывают:

  1. Перечень имущества компании.
  2. Перечень требований кредиторов.
  3. Признаны либо не признаны требования кредиторов.

До того, как составить баланс, проводят инвентаризацию активов и обязательств.

Промежуточный ликвидационный баланс нужно утвердить на общем собрании участников или участником, когда компания основана одним учредителем.

Вы можете передать вопросы, связанные с бухгалтерскими и налоговыми аспектами ликвидации, нашим опытным бухгалтерам. Все необходимые документы будут составлены и переданы в налоговую в кратчайшие сроки.

Вопросы наемных работников

Работников, которые остались на момент ликвидации в найме, увольняют в связи с ликвидацией компании. Дата увольнения в этом случае — не ранее 2 месяцев с того дня, когда работники получили письменное предупреждение об увольнении в связи с ликвидацией.

В день увольнения издают приказ об увольнении работников, вносят в их трудовые книжки записи о увольнении и выплачивают выходное пособие в размере трех среднемесячных заработков. После записи об увольнении трудовые книжки выдаются работникам.

Вопросы расчетов с кредиторами

Компания рассчитывается с теми кредиторами, требования которых признаны в утвержденном промежуточном ликвидационном балансе. Законодательство устанавливает очередность, в которой делают расчеты.

Так, в первую очередь рассчитываются по требованиям кредиторов, которые возникли в связи с причинением вреда жизни и здоровью.

Далее — по выходным пособиям, зарплатам, авторским договорам.

В третью очередь — по налогам и таможенным платежам, платежам в фонд социальной защиты населения, по обязательствам, которые обеспечены залогом.

В последнюю очередь удовлетворяются требования других кредиторов.

Когда у компании недостаточно средств для расчетов со всеми кредиторами, имущество компании продают с публичных торгов.

Вопросы расчетов с собственниками компании

Если после расчетов с кредиторами у компании осталось имущество, его передают собственникам компании. Ликвидатор распределяет имущество следующим образом:

  1. Сначала собственникам выплачивается распределенная прибыль, которую не выплатили раньше.
  2. Затем имущество компании распределяют между собственниками пропорционально их долям в уставном фонде компании.

Окончательный ликвидационный баланс

После того, как компания рассчиталась со всеми кредиторами и собственниками, проводят еще одну инвентаризацию. После этого составляют окончательный ликвидационный баланс.

На этом этапе нужно решить вопрос с неиспользованными накладными и другими бланками документов с определенной степенью защиты. В частности, нужно составить акт на списание бланков, подать его в налоговую и уничтожить неиспользованные бланки документов.

Окончательный ликвидационный баланс утверждается на общем собрании участников или единственным участником. Копию баланса подают в налоговую инспекцию.

Вопросы передачи документов в архив

В архив по месту нахождения компании нужно сдать на хранение все документы ликвидируемой организации. Для подготовки к сдаче в архив документы сортируют, прошивают и нумеруют. При передаче в архив оформляют акт передачи.

Вы можете поручить нам подготовку документов к передаче в архив, так как есть много особенностей, связанных с требованиями архивов к передаче документов на хранение.

Подача документов в регистрирующий орган и ликвидация компании

В регистрирующий орган передают окончательный ликвидационный баланс и оригинал свидетельства о государственной регистрации компании. После этого регистрирующий орган вносит запись в ЕГР об исключении из него ликвидированной компании.

Компания считается ликвидированной с той даты, когда регистрирующий орган принял решение о внесении записи о ликвидации компании в ЕГР.

Чем мы можем быть полезны при подготовке к добровольной ликвидации компании и в процессе ликвидации

Наши сотрудники — опытные специалисты в сфере корпоративного права. Мы можем:

  • Проконсультировать вас по вопросам подготовки бизнес-процессов и документов к ликвидации компании.
  • Подготовить пакет документов, связанных с добровольной ликвидацией компании: решение о ликвидации, предупреждение сотрудников, кредиторов и дебиторов.
  • Разработать для вашей компании пошаговый алгоритм ликвидации с указанием сроков и стоимости процесса ликвидации.
  • Заняться бухгалтерскими и налоговыми вопросами ликвидации компании.
  • Организовать проведение добровольной аудиторской проверки.
  • Провести процедуру ликвидации вашей компании «под ключ».
  • Представить ваши интересы в государственных органах по вопросам, связанным с ликвидацией компании.

Свяжитесь с нами

Если у Вас возникли вопросы, связанные с ликвидацией компании в Беларуси — мы будем рады Вам помочь! Наш многолетний опыт в сфере корпоративного права поможет Вам в разрешении и урегулировании любых спорных ситуаций.
Для вашего удобства доступны варианты связи по телефону и электронной почте:

  • +375293664477 (WhatsApp/Telegram/Viber);
  • info@ambylegal.by.
Связаться с нами

    Ваше сообщение