Дистанционная работа в Беларуси стала все более популярным и востребованным способом организации труда. Благодаря использованию современных технологий и коммуникационных средств, сотрудники могут эффективно выполнять свои обязанности, не выходя из дома или находясь в удаленной от нанимателя местности. В данной статье рассмотрим новшества в организации дистанционной работы, которые действуют в Беларуси с 2024 года.
Какая работа относится к дистанционной
Работа относится к дистанционной, когда соответствует всем признакам:
- Работник выполняет работу вне места, где находится наниматель.
- Работник выполняет работу и взаимодействует с нанимателем с помощью информационных технологий.
Любой работник, который подходит под эти признаки, считается работающим дистанционно.
Дистанционная работа может быть
- Постоянной.
- Временной. К такой относится дистанционная работа, которую выполняют непрерывно, но не дольше 6 месяцев в календарном году.
- Комбинированной. Это работа, которая может быть постоянной или временной, при условии чередования дистанционной работы и работы в месте, где находится наниматель.
Когда можно договориться с работником о дистанционной работе
Договориться с работником о дистанционной работе можно:
- При приеме на работу. Заключить трудовой договор о дистанционной работе можно только с работником лично. То есть он должен физически присутствовать в месте заключения трудового договора — это место, где находится компания.
- После приема на работу.
- В процессе изменения существенных условий труда по инициативе компании, когда такие изменения вызваны обоснованными экономическими причинами.
О том, что работник выполняет работу дистанционно, должна быть запись в приказе нанимателя или в трудовом договоре.
В трудовом договоре с работником или в Положении о дистанционной работе в компании определяют
- Условия обмена документами или электронными сообщениями между работниками и компанией. Можно прописать, что не требуется обмениваться документами на бумаге, а достаточно электронных сообщений и документов.
- Порядок, в котором работника обеспечивают оборудованием и другими средствами для дистанционной работы.
- Порядок уплаты компенсации за использование работниками собственного или арендованного оборудования и средств защиты информации.
- Режим рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника.
- Условия вызова, выхода работника для работы по месту нахождения нанимателя.
- Порядок предоставления дистанционному работнику отпуска.
- Порядок взаимодействия между компанией и дистанционным работником.
Можно не перечислять все эти моменты в трудовом договоре, а сослаться на Положение о дистанционной работе, общее для всех в компании.
Как перевести работника на дистанционную работу
Процедуры перевода работника на дистанционную работу различаются в зависимости от того, по согласию между работником и компанией или по инициативе компании происходит такой перевод.
1. По согласию между работником и компанией
В случае, когда работник пишет заявление о переводе его на дистанционную работу, а компания не возражает, издается приказ о переводе на дистанционную работу и вносятся изменения в трудовой договор, который заключен с работником.
2. По инициативе компании
Компания может принять решение о переводе работников на дистанционную работу, когда для такого шага есть причины организационного, производственного или экономического характера. В таком случае работников ожидает изменение существенных условий труда. Изменение существенных условий труда в компании проводится пошагово.
Шаг 1. Обоснование перевода на дистанционную работу
Обосновать перевод работников на дистанционную работу причинами производственного, организационного или экономического характера.
Шаг 2. Издание приказа об изменении существенных условий труда
В приказе обычно прописывают:
- Обоснованные причины, по которым изменяется режим работы на дистанционную.
- В чем заключаются изменения существенных условий труда.
- На какой срок вводится дистанционная работа.
- В каком порядке работников нужно предупредить об изменении существенных условий труда и разъяснить им последствия отказа от продолжения работы дистанционно.
Шаг 3. Предупреждение работника за 1 месяц о переводе на дистанционную работу
Можно предупредить работников и за больший срок, чем за 1 месяц. Но дату перехода на дистанционную работу, которая прописана в приказе, нельзя сместить на более раннюю.
Предупредить работников о переводе на дистанционную работу можно одним из способов:
- Оформить индивидуальное предупреждение для каждого работника.
- Оформить все ознакомления в тексте приказа под подпись с указанием даты.
Можно одновременно использовать оба способа предупреждения.
Шаг 4. Получить согласие работника на дистанционную работу или отказ
Согласие или не согласие работника трудиться дистанционно работник прописывает в предупреждении об изменении существенных условий труда. Работник может написать заявление о согласии либо несогласии.
Главное, чтобы можно было понять волеизъявление работника относительно перевода на дистанционную работу.
Несогласие работника на перевод на дистанционную работу выражается также, как и согласие: в тексте приказа или предупреждения, или в заявлении.
Работник не обязан в день выдачи ему предупреждения отвечать согласием или отказом на перевод на дистанционную работу. У него есть месяц на принятие решения. Хотя для компании благоприятно знать заранее о планах работника, чтобы планировать бюджеты.
Шаг 5. Изменение трудового договора или прекращение трудового договора
В зависимости от того, что решил работник: продолжать работу дистанционно или отказаться от такой работы, последствия для компании разные.
1. Работник согласился на дистанционную работу.
В этом случае не раньше, чем через один месяц после предупреждения работника, изменяется режим работы на дистанционную. В компании готовят приказ об изменении трудового договора с работником и дополнительное соглашение к трудовому оговору с изменением режима работы на дистанционную.
2. Работник отказался от дистанционной работы.
В этом случае трудовой договор, который заключен с работником, прекращается в связи с отказом его от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда. В этом случае работнику нужно выплатить выходное пособие: не меньше, чем двухнедельный средний заработок.
Компании важно обратить внимание, что нужно получить письменную реакцию работника на предупреждение о переводе на дистанционную работу. Так как молчание в ответ на предупреждение не дает руководителю компании понимания дальнейшего развития событий в отношении такого работника и может вызвать затруднения в организации работы молчащего сотрудника.
Чем мы можем быть полезны при приеме и переводе работников на дистанционную работу
Наши сотрудники — опытные специалисты в сфере трудового права. Мы можем:
- Проконсультировать вас по вопросам приема и перевода работников на дистанционную работу.
- Разработать для вашей компании Положение о дистанционной работе, другие документы по организации дистанционной работы.
- Подготовить документы о приеме работника на дистанционную работу и документы о переводе на дистанционную работу по разным основаниям.
- Сопровождать процесс изменения существенных условий труда в компании в связи с переводом работников на дистанционную работу.
Свяжитесь с нами
Если у Вас возникли вопросы, связанные с дистанционной работой — мы будем рады Вам помочь! Наш многолетний опыт в сфере трудового права поможет Вам в разрешении и урегулировании любых спорных ситуаций.
Для вашего удобства доступны варианты связи по телефону и электронной почте:
- +375293664477 (WhatsApp/Telegram/Viber);
- info@ambylegal.by.